ПРАВОВАЯ СТОРОНА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИИ РУЖЕЙ ДЛЯ ПОДВОДНОЙ ОХОТЫ
Трунов С.В., Иркутский институт международного туризма, зав.каф. «Таможенное дело», к.т.н., доцент, полковник т/с
В перечнях услуг туристических фирм стали обыденными дайвинг туры. Кроме классической рыбалки последнее время активизируются туристические поездки для осуществления подводной охоты. Одним из необходимых атрибутов, данного мероприятия, является ружье для подводной охоты (ПО). Однако при перемещении через таможенную границу ружей для подводной охоты, часто возникают вопросы о порядке их пропуска.
Ружья для ПО свободно продаются в спортивных магазинах. Они не подлежат регистрации и для их приобретения не требуется разрешения МВД либо какого-нибудь другого контролирующего органа.
Проблемы Российских подводных охотников начинаются с того, что законодатель не прописал в ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" местоположение ружей для подводной охоты. Для справки, например в Германии, Латвии, в Законе об оружии написано: «Ружья для подводной охоты не являются оружием, а являются спортивным инвентарем».
Стало быть, ружья для ПО под действие выше обозначенного закона РФ не попали, казалось бы, можно ставить точку.
В нормативных документах таможенных органов Таможенного союза, а именно письме ФТС от 03 мая 2006 года №01-06/15085, «О перечне товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме» пункт 11, конечно же, имеет формулировки выше обозначенного закона об оружии: «Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метательное снаряжение), составные части патронов (гильзы капсюлированные, капсюли, порох.»
И какое же решение принимать выпускающему таможенному инспектору? Логика подсказывает – устройство для поражения живой цели (рыба живая цель - есть - есть, метательный заряд и метательное снаряжение (гарпун есть - есть)), но есть и двусмысленность толкования!
Аналогичная двусмысленность толкования присутствует и в других документах Таможенного союза:
- решение Коллегии Евразийской экономической комиссии N 134 от 16.08.2012, где утвержден перечень товаров запрещенных и ограниченных к ввозу/вывозу и транзиту по территории ТС.
- решение комиссии Таможенного Союза от 17 августа 2010г № 338 " Об особенностях пересылки товаров в МПО (международные почтовые отправления).
Поэтому в этих условиях таможенный инспектор, находясь при исполнении служебных обязанностей, воспользуется предоставленным ему правом, например при таможенном контроле: Пункт 1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств (Таможенный кодекс Таможенного союза Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля), или рассматривая их как ружья конструктивно схожие с оружием, требует заключение эксперта.
В лицензионно-разрешительных отделах, в экспертно-криминалистических управлениях МВД в лучшем случае можно получить устную консультацию о том, что ружья для ПО не относятся к оружию. Поэтому лицензионно-разрешительные отделы любого уровня, эксперты управлений МВД, Минюста, ЦЭКТУ ружьями для ПО не занимаются, методик исследования ружей для ПО не разработано, эксперты не аттестованы. В этой связи выше названные государственные органы никаких справок, заключений на ружья для ПО не выдают.
Но радует то, что есть документы, в которых не забыли упомянуть ружья для ПО.
Приказ Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007г. N 104 "Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров"
Приложение:
2. Разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:
1) в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета: арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия.
Так как пневматическое оружие для подводной охоты находится в свободной продаже на территории РФ, и на него не требуются специальные документы, перевозить такое оружие в зарегистрированном багаже разрешается.
На регистрации следует предупредить сотрудников, что Вы везёте в багаже пневматическое ружье для подводной охоты.
Предложения по урегулированию законодательства:
1. Внести изменения Федерального закона от 13 декабря 1996г. N150-ФЗ "Об оружии". В статье 1. последним абзацем добавить: - Ружья для подводной охоты не являются оружием и не попадают под действие настоящего закона.
2. Внести изменения в соответствии с действующим законодательством в «Письмо ФТС от 03 мая 2006 года №01-06/15085», а именно в пункт 11: добавить фразу: «Ружья для подводной охоты, разрешения на ввоз/вывоз и декларирования не требуют, так как не относятся к оружию».
3. Внести аналогичные изменения в:
- решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»;
- решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 17.08.2010 № 338 "Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях".